О нашей церкви

Сегодня в мире насчитывается около 1,5 млрд. христиан. Христианство является наиболее многочисленной и распространенной религией. Благотворное созидающее влияние этой религии сильно ощущается почти во всех регионах мира, даже там, где христиане составляют меньшинство. Из общего числа христиан в настоящее время более 800 млн. принадлежат римско-католической церкви, около 200 млн. исповедуют православие, а более 300 млн. относят себя к протестантам.

Церковь Адвентистов Седьмого Дня относится к протестантской ветви христианства. Глубоко анализируя историю церкви в целом и адвентизма, как её неотделимой составляющей, мы приходим к выводу, что это движение в христианстве вызвано благодаря Божьему Провидению для осуществления Его величественного плана искупления человечества.

Поэтому исторической почвой адвентизма является не только Великое религиозное пробуждение конца XVIII - первой половины XIX в. Его истоки уходят еще дальше - "к великим протестантским реформаторам, к ранним диссидентским группам лолардов и вальденцев, к примитивной церкви Ирландии и Шотландии, к гонимым церквам первых трех столетий, к апостолам, к самому Христу". Адвентизм представляет собой дальнейшее развитие протестантской Реформации, начавшейся в Европе в XVI столетии. Целью Реформации было восстановить христианскую Церковь такой, какой она была у истоков своего образования, когда Христос и апостолы учредили ее. Все реформаторы боролись за очищение христианства от внедрившихся языческих верований и традиций, основывая свою веру только на Священном Писании. Выражение "Sola Scriptura", или "Библия и только Библия", стало лозунгом протестантизма.

К концу XVIII и началу первой половины XIX века среди христиан была чрезвычайно живой и популярной идея о близости конца мира и установления Божьего царства на земле. Связано это было с исполнением ряда пророческих предсказаний, указывающих на скорое Второе пришествие Иисуса Христа: явления в природе (Иоиль 2, 31; Матф. 24, 29; Лук. 21, 26 - 27; Откр. 6, 12 - 13), бурное распространение христианства по всему миру (Матф. 24, 14) и другие. Своеобразным толчком этому послужили также драматические события времен Великой французской революции, потрясшие страны Западной Европы. Всемогущий папский престол был унижен - это произошло в 1798 году. Пий VI был пленен и как узник отвезен в Пизу, где и скончался. Была провозглашена Римская республика. Всё это приковало к себе внимание людей и вызвало живой интерес к пророческим откровениям, записанным в Библии. Многие искренние исследователи ее пришли к выводу, что период 1260 пророческих дней закончился в связи с событиями 1798 года и самый длинный пророческий период 2300 вечеров и утр, указывающий на день суда, также должен скоро завершиться. А с ним, по их мнению, завершится и история нашей грешной Земли.

К таким выводам приходили люди, жившие в самых разных странах: на Британских островах, в Скандинавии, Германии, Испании, Австралии, Латинской Америке. Священники римско-католической церкви и монахи ордена иезуитов, протестантские проповедники и школьные учителя независимо друг от друга приходили к выводу, что до Второго пришествия Христа осталось всего лишь несколько лет. Находились даже мулы, которые считали невежественным христианина, не знавшего о пришествии Христа в 40-х гг. XIX в.

Однако подобные религиозные пробуждения нельзя сравнить по широте и размаху с великим адвентистским движением, основанным Вильямом Миллером в Америке, из которого впоследствии возникла Церковь Адвентистов Седьмого Дня.

Не случайно, что именно Северо-Американский континент стал колыбелью адвентизма (ожидающих второго пришествия Христа). Еще за 25 лет до начала деятельности Мартина Лютера Богу было угодно, что бы была открыта Америка, которая стала доступна для тысяч пилигримов, переживавших тяжелое время папского диктата в государствах Старого Света. В этой стране Церковь и государство были отделены друг от друга и каждому гражданину гарантирована полная свобода. Если в странах, где государство и Церковь составляли единую религиозно - политическую систему, проповедники скорого Второго пришествия Христа часто объявлялись государственными преступниками, так что приходилось, как, например, в Швейцарии, прибегать к помощи детей, то в Америке ничего подобного не было. Провозглашение элементарных гражданских свобод, как то: свободы вероисповедания, слова, печати и других, отличали Америку от всех других государств.

Руководил проповедью о скором Втором пришествии Христа в Америке баптистский проповедник Вильям Миллер. Во время тщательного исследования пророческих цепей Библии он заметил, что, хотя пророчества и выражены большей частью специальным пророческим языком, их исполнение касалось вполне реальных событий. Особенно это было заметно в отношении Первого пришествия Христа. Изучая книгу пророка Даниила 8:14,где говориться об очищении святилища по окончании 2300 дней (пророческих лет), Миллер пришёл к выводу, что речь здесь идет о церкви, которая будет очищена при возвращении Господа. Увязав период 2300 вечеров и утр 8-ой главы Даниила с семидесятью неделями из 9-ой главы, Миллер заключил, что оба периода должны начаться где-то в 457 г. до Р.Х. Придя к такому выводу в 1818 году, Миллер ужаснулся: неужели же "всего через 25 лет все дела на земле сгорят"?

Этот факт признавали даже противники адвентистского движения. Так один из них ознакомившись с выводами Миллера, сказал: "Если эти дни равняются годам, то конец света должен наступить в 1843 году, что ясно каждому школьнику. Ибо если 490 дней закончились годами смерти Христа, то 2300 дней должны закончиться в 1843 году, и тогда должен наступить конец мира, разве только кто-нибудь докажет, что должно случиться какое-либо другое событие" (Лофборо. Возникновение и развитие Церкви АСД).

Спустя 13 лет, сознавая ответственность, которую он чувствовал на себе за возвещение открытого ему конца света, Миллер решился проповедовать. К 1844 году адвентистская весть облетела весь Северо-Американский континент, выплеснувшись далеко за его пределы. Согласно своего понимания библейских пророчеств Миллер предсказывал, что Второе пришествие Христа произойдет 22 октября 1844 года. Многие тысячи верующих искренно поверили, что 22 октября 1844 года осуществятся их самые великие надежды и чаяния.

Однако долгожданный день прошел и не принес ничего примечательного. Христос не пришёл. На душе было пусто. Трудно передать глубину этого великого разочарования и отчаяния. "Самые высокие наши надежды рухнули, вспоминал позднее Хайрам Эдсон, и мы заплакали. Никогда в жизни я так не плакал. Мне казалось, что если бы я потерял всех своих друзей, и то я бы не плакал так". Елена Уайт, уже потом анализируя случившееся, писала: "У. Миллер и его сотрудники не осознали всю важность проповедуемой ими вести. Господствующие в церкви заблуждения мешали им прийти к правильному пониманию важнейших периодов пророчества. Поэтому, несмотря на то что они возвещали порученную им Богом весть, но неверно понимая ее, они пережили большое разочарование" (ВБ. С. 351). Но для искренне любящих Бога оно не стало трагедией. В ноябре 1844 года, извлекая уроки из случившегося, адвентистский журнал "Adventist Herald" писал: "Мы видим, что Господь использовал эту весть, что бы разбудить мир и испытать Церковь. Люди обрели состояние ожидания Господа. Она показала миру, кому приятно пришествие Господа и кто отвергнет Его при Втором пришествии, как иудеи отвергли Его при Первом пришествии. Мы усматриваем, что эта весть и это время приготовления служит средством к выполнению Божьего намерения, которое состоит в том, чтобы вывести Себе народ, исполняющий только волю Господа и готовый к Его пришествию". 
Когда Христос не вернулся в назначенную дату, большинство из тысяч присоединившихся к движению покинули его в глубоком разочаровании.

На смену миллеровскому движению, закат которого произошел вскоре после 22 октября 1844 года, в среде последовательных его сторонников начало выкристаллизовываться новое движение, которое впоследствии выросло в Церковь Адвентистов Седьмого Дня. Они вновь обратились к Священному Писанию, чтобы найти причину своей ошибки и разочарования.

Начало этому процессу напряженного исследования иудейской системы жертвоприношений и святилища было положено О. Крокжером, Ф. Ханом и Х. Эдсоном. Они пришли к выводу, что святилище, которое должно быть очищено - это не земля и не Церковь, а небесный храм, по образу которого был построен храм на земле. Они заключили, что дата 22 октября была определена действительно верно, но Миллер ошибочно предсказал событие того дня. Они пришли к убеждению, что библейское пророчество предсказывало не возвращение Иисуса на землю в 1844 году, а начало в это время Его особого служения в небесном святилище. Истина о небесном святилище стала своеобразным фундаментом учения будущей церкви Адвентистов Седьмого Дня.

Из этой небольшой группы продолжающих верить в скорое возвращение Христа вопреки разочарованию 1844 года и была сформирована Церковь Адвентистов Седьмого Дня. (Сегодня адвентисты также верят, что Иисус может прийти на землю в течение нашей жизни, но мы не назначаем, как это сделал Миллер, даты Его явления. Тем не менее, мы знаем, что оно не за горами).

Среди лидеров молодой церкви были: молодая супружеская пара Джеймс и Елена Г. Уайт и отставной морской капитан Иосиф Бейтс. 
Эта маленькая группа адвентистов начала увеличиваться главным образом в штате Новая Англия, откуда началось Миллеровское движение. Елена Уайт, будучи подростком во время периода великого разочарования, стала в последствии талантливым христианским автором, оратором и администратором церкви. Она продолжала оставаться верным духовным советником для адвентистской семьи в течении более чем семидесяти лет до своей смерти в 1915 году.

В связи с успешным развитием Церкви АСД в конце 40 - 50-х годов XIX века встал насущный вопрос о создании церковной организации. Как писала Е.Уайт: "Церковь должна все время обращаться к Слову Божьему, и в ней должен царить полный Евангельский порядок. Сделать это крайне необходимо, что бы воссоздать прочную Церковь, объединенную крепкой и искренней верою".

Одной из первых попыток создания организации была статья в адвентистском журнале от 21 июля 1858 года с предложением о созыве ежегодных конференций в каждом штате, на которых бы составлялся и принимался план дальнейшей работы. Это предложение было рассмотрено на всеобщем собрании в местечке Баттл Крик штата Мичиган в 1860 году, и тогда же были намечены цели по устройству полноценной организации, с принадлежащей ей собственностью (издательства молитвенные дома и т.д.). На конференции стоял вопрос и о названии молодой растущей организации.

Название церкви Адвентистов Седьмого Дня было выбрано собранием адвентистов в 1860 году в Баттл Крике. В 1863 году Церковь была оформлена в официальную духовную организацию. К этому времени движение уже включало в себя 125 церквей, и насчитывало 3,500 членов.

В последующие годы адвентистская Церковь продолжает стремительно развиваться. Как отмечали религиозные лидеры, не принадлежащие к адвентизму, "в начале двадцатого века она (адвентистская Церковь) являлась одной из наиболее жизнеспособных организаций в мире, делающих поразительные успехи".

В начале становления церкви ее работа до 1874 года была, главным образом, ограничена территорией Северной Америки, пока первый церковный миссионер Д. Н. Андрюс не был направлен для проповеди в Швейцарию. В Африке в 1879 году начал проповедовать миссионер Х. П. Рибтон. Он отправился в Египет и открыл школу, но проекту помешал состояться разыгравшийся в окресностях разрушительный бунт.

Первой из не протестантских стран, куда в 1886 году отправились адвентистские миссионеры была Россия. 20 октября 1890 года в Сан Франциско было спущено на воду судно Pitcairn, его наняли для перевозки миссионеров к островам Тихого океана. В 1894 году адвентистские миссионеры впервые проникли в нехристианские страны - Gold Coast (Ghana), West Africa Metebeleland, South Africa. В 1896 году их проповедь продолжилась в Японии. 
На сегодняшний день Церковь осуществляет свою миссию в 220 странах мира.

Издание и распространение литературы было важнейшим фактором способствовомшем росту адвентистского движения. В последущие десятилетия происходит энергичный поиск форм и методов проповеди истин открытых зачинателями адвентизма. Кроме активного личного участия, важная роль в этом деле отводилась печати, становление и развитие которой было сопряжено с большими трудностями. В июле 1849 года Д. Уайт издает в кредит тысячу экземпляров первой адвентистской газеты, озаглавленной "Present Truth", на 8 страницах. Летом - осенью 50-го года вышла уже 4 номера новой, большой газеты "Advent Review" ("Адвентистское обозрение") на 16 страницах. В 1850 году Х. Эдсон пожертвовал своей фермой, благодаря чему адвентисты получили возможность преобрести свой печатный станок. В 1855 году в Баттл Крике, Мичиган, начало действовать первое адвентистское издательство. В начале 60-х годов издаваемую адвентистским издательством литературу: журналы "Advent Review" на целый год (26 номеров), 42 брошюры и 29 трактатов можно было уже читать на французском, немецком и датском языках. А в 90-х годах адвентистские издательства были уже в различных частях земли: а Европе - 6, в Северной Америке - 4, в Африке, Австралии, Мексике и в южной части Тихого океана по одному.